Система активной безопасности – это общепринятое название для большого количества компьютерных и механических устройств транспортного средства, которые отвечают за предотвращение аварийных ситуаций на дороге во время движения, вне зависимости от скорости. Такие программы работают в связке, без участия водителя оценивая насколько опасна фактическая опасность, высчитывают вероятные варианты избегания аварии и, как следствие, производят в автоматическом режиме все нужные действия, чтобы спасти жизнь водителю и пассажирам. Естественно, все это не может реализовываться без активного вмешательства в ведущие программы управления автомобиля.
Активная безопасность автомобиля может включать в себя специальные устройства, которые в те или иные критические моменты позволяют сохранить водителю управление, стабилизировать автомобиль, сохранить курс и избежать столкновения с различного рода препятствиями. Речь идет, в том числе, и о сохранении курсовой устойчивости – возможности автомобиля продолжать двигаться по изначально намеченной траектории, вне зависимости от внешних факторов, влияющих на транспортное средство.
На сегодняшний день современные машины, как премиумные, так и бюджетные, до отказа забиты совершенными устройствами активной безопасности. Среди них ниже мы выделим самые важные и основные, которые присутствуют в базовой комплектации практически каждого автомобиля, соответствующего европейским правилам безопасности.
Какие программы участвуют в системе активной безопасности
В процессе обеспечения безопасности вождения участвуют сразу несколько важных электронных систем транспортного средства. Они принципиально делятся на основные и вспомогательные. Начать следует с главных:
- Антиблокировочная система тормозов, также известная по аббревиатуре ABS, отвечает за максимальную эффективность тормозной системы, с учетом контроля оптимального уровня управляемости и устойчивости. Проще говоря, АБС следит за тем, чтобы в опасные моменты колеса авто не были заблокированы.
- Также в процессе участвует противопробуксовочная программа. Ее задача – контроль пробуксовки ведущих колес автомобиля во время крутого поворота или заноса. Современные модели практически до нуля снижают риск потери сцепления.
- В программе активной и пассивной безопасности автомобиля используются элементы программ курсовой устойчивости, которая предотвращает заносы в различных скоростных диапазонах, в зависимости от марки производителя.
- Также немаловажной частью активной безопасности остается блок распределения тормозных усилий – программы и электронные датчики, управляющие давлением в тормозной системе, распределяя его таким образом, чтобы выровнять между всеми колесами во время движения.
- Активная безопасность транспортного средства практически любой марки обеспечивается и благодаря работе экстренного торможения, сокращающей тормозной путь до 75%, при этом, работая в автоматическом режиме при появлении опасности столкновения с объектами впереди.
- Одной из дополнительных служб считается современная программа обнаружения пешеходов, которая пока еще далека о совершенства, но уже достаточно активно используется в автомобилях премиум-класса нового поколения.
Каждая из вышеперечисленных систем считается «активной». Все они, так или иначе, связаны между собой, что позволяет объединять их возможности и исполнительные элементы в один большой электронный механизм. Так, одна программа для выполнения своего цикла работы довольно часто обращается к другим. Это повышает эффективность и максимально снижает риски. Некоторые из вышеперечисленных систем могут даже без водителя вмешиваться в работу двигателя, когда этого требует ситуация и когда сам водитель не успевает среагировать на события, способные привести к аварии.
Кроме этого, активная безопасность автомобиля включает в себя работу нескольких вспомогательных электронных программ. Такие ассистенты зачастую напрямую не могут вмешиваться в управление автомобилем, но всячески помогают водителю оценивать сложившуюся ситуацию и принимать верные решения. Они дают сигналы о любой потенциальной опасности, извещая не только водителя, но и блоки управления основных систем.
Почти все пассивные устройства являются электронными и появились в последние два десятка лет:
- Система парковки в автоматическом или полуавтоматическом режиме может припарковаться;
- Датчики кругового обзора позволяют следить за ситуацией вокруг машины на дороге;
- Адаптивный круиз-контроль – практически автопилот, способный самостоятельно выдерживать нужную скорость и расстояние до ближайшего автомобиля на дороге (а том числе и в условиях городской езды);
- Ночное видение тоже часто устанавливают в качестве опций;
- За распознавание дорожных знаков могут отвечать сразу несколько компьютерных систем;
- Контроль усталости водителя – даже за тем, насколько вы способны управлять автомобилем, современные системы могут следить каждую секунду;
- Системы помощи при спуске и подъеме.
Активная и пассивная безопасность автомобиля: Итог
Развитие сферы автомобилестроения продолжает идти невероятными темпами. Не проходит и года, как «последнее поколение» крупных производителей устаревает, и появляются более новые, лучше оснащенные и продвинутые модели машин. При этом пока они становятся быстрее и мощнее, вопрос безопасности остается одним из самых главных.
Системы активной безопасности автомобиля – важнейшая часть «начинки» любой современной машины, предназначенной для езды по внедорожью или в городских условиях. Они позволяют сократить на 83% количество дорожно-транспортных происшествий, ежегодно сохраняя десятки тысяч жизней. Поэтому, подходить к вопросу выбора безопасного автомобиля невозможно без осознания того, что подобные программы и устройства – ваши главные помощники на дороге, способные предотвратить столкновение даже там, где вы не успеете заметить опасность.