Устройство и работа: Тормозная система автомобиля

Современное автомобилестроение при совершенно необычайных темпах развития до сих пор сохраняет устройство тормозов в том виде, в котором они изначально начали применяться еще с прошлого века. Альтернативы дисковым и барабанным тормозным системам до сих пор не придумано. В чем причина этого? Неужели подобное устройство настолько совершенно, что практически не нуждается в доработке? Давайте рассмотрим устройство дисковых и барабанных тормозов, ознакомимся с принципом их работы, а также отметим основные «плюсы» и «минусы» использования узлов каждого вида.

Дисковая тормозная система

Дисковые системы имеют открытое безкорпусное исполнение. Погашение скорости движения автомобиля происходит благодаря прижиму тормозных колодок к тормозным дискам, прикрепленных к ступице. По сути, основная рабочая пара дисковых систем – это связка колодки-диск. Такое описание устройства является определенным упрощением. Кроме тормозных дисков и колодок в состав узла входит суппорт, являющийся местом монтажа колодок, и поршень (иногда пара поршней), осуществляющих передачу давления от гидравлики непосредственно к рабочей паре. Кроме этого состав дисковых систем дополняет несколько более мелких элементов – кожухи, направляющие, различные резиновые уплотнители и сигнализаторы износа колодок, имеющие как обычное механическое исполнение (скрипуны), так и изготовленные в виде электронных датчиков.

Главным преимуществом такой разновидности тормозов является их превосходное охлаждение и способность к быстрому очищению от попавшей дорожной грязи.

К «минусам» отнесем крайне невысокий ресурс колодок. Дело в том, что в данных системах их взаимодействие с дисками осуществляется с серьезным прижимным усилием, заметно превышающим уровень прижатия колодок в барабанных тормозах. Оказывает свое влияние и попадающие на поверхность дисков частички песка, земли и дорожной пыли.

Барабанная тормозная система

Главным отличием барабанных систем является наличие специального барабана, играющего одновременно две роли – корпуса и одного из основных рабочих элементов. Именно к внутренней части этой детали примыкают колодки, в случае, когда водитель нажимает на тормоз. Помимо них в состав барабанных систем входят: колесный цилиндр, несколько разноцелевых пружин, разжимная планка и другие мелкие компоненты. В случае установки на паре задних колес, барабанные тормоза дополняются специальным приводом «ручника» (стояночного тормоза). Если в дисковых системах колодки зажимают тормозной диск, как бы сжимаясь, то в случае барабанного исполнения для осуществления взаимодействия они наоборот расширяются, соприкасаясь своими рабочими поверхностями с барабаном.

Достоинствами барабанных тормозов назовем простоту их устройства и закрытый вариант исполнения, препятствующий попаданию грязи внутрь механизмов.

Основной недостаток таких систем состоит в слабой вентиляции, и, как следствие, в плохом теплоотведении. Именно барабанные тормоза имеют наибольшую предрасположенность к перегреву.

Что же лучше дисковая или барабанная система?

Ответ на этот вопрос очевиден для любого автолюбителя – разумеется, дисковые тормоза заметно лучше. Ни на один мало-мальски качественный автомобиль производители уже не ставят барабанных тормозов, не говоря уж о дорогих бизнес-седанах или спортивных моделях. Прерогатива барабанных систем – бюджетные модели, не имеющие серьезной динамики, а главная цель изготовления которых состоит в ценовой доступности для большинства граждан. Автоконцерны, выпускающие подобные модели, просто экономят, устанавливая более дешевые технические разработки. Себестоимость барабанных систем значительно ниже, равно как и расценки на их дальнейшее обслуживание. Эффективность же работы у дисковых систем на порядок лучше, что и предопределяет их широчайшее применение.

Подведем итоги

Подводя итоги текста, назовем безусловным победителем нашего негласного спора дисковые тормозные системы. Да, они справляются со своими функциями лучше, однако водителям следует помнить, что качество торможения напрямую зависит от технического состояния их внутренних компонентов. Слишком сильный износ колодок или дисков снижает эффективность, а чрезмерно изношенный поршень может и вовсе вызвать заклинивание рабочей пары колодки-диск, вследствие чего тормоза начнут серьезно перегреваться. Не забывайте периодически проводить диагностику тормозных систем и в случае необходимости осуществлять их ремонт. Ограничиваться исключительно колодками не стоит. Важно уделять внимание всем элементам, напрямую влияющим на качество работы всей тормозной системы.

Оцените статью
Напишите комментарий, что вы думаете по этому поводу?