Выхлопная система автомобиля

Миром правят двигатели внутреннего сгорания. И, даже учитывая то, что все признали их скорую замену на более продвинутые автомобильные источники питания, сегодня именно ДВС находятся в центре внимания.

Любой двигатель внутреннего сгорания имеет неприятную особенность – отработанные газы. Без их отвода работа мотора попросту невозможна и возникает серьезная опасность для всех, кто находится в транспортном средстве. Для решения проблемы были разработаны и сконструированы уникальные инструменты, объединенные сегодня в одну выхлопную систему автомобиля. Ее продолжают совершенствовать с каждым годом, подстраиваясь под новые современные двигатели. Сегодня мы расскажем о том, как работает устройство отвода газов, из чего оно состоит и что делать, если требуется его ремонт.

Из чего состоит выхлопная система

Суть работы выхлопной системы довольно проста, если разобраться. Во время корректной работы двигателя, внутри его цилиндров происходит сгорание топливовоздушной смеси. В итоге, мы получаем достаточно большие объемы отработанных вредных газов, которые нужно в срочном порядке выводить из системы двигателя. Это требуется, в первую очередь, для дальнейшей работы цилиндра, которому нужно наполниться новым объемом смеси. В деле отвода помогает выхлопная система. Ее три основных элемента, позволяющие эффективно производить отвод отработанных газов:

  • выпускной коллектор;
  • каталитический конвертер;
  • глушитель.

Далее постараемся рассмотреть каждый из элементов системы более подробно.

Как работает выпускной коллектор

Устройство выпускного коллектора, который сегодня активно используется при выхлопе, появилось практически в одно время с первыми двигателями внутреннего сгорания. По своей конструкции, это оборудование, которое навешивается на двигатель. Состоит коллектор из нескольких труб, главная задача которых – соединение всех цилиндров мотора с катализатором выхлопной системы (каталитическим конвертером). Наиболее распространенный материал для изготовления коллекторов – чугун или нержавейка. В последнее время не так часто можно встретить керамические устройства такого типа.

По поводу того, какой коллектор лучше, чугунный или из нержавеющей стали, говорить можно долго. Но, сегодня многие сходятся во мнении, что предпочтительнее приобретать автомобили с подобным агрегатом из нержавейки. Учитывая тот факт, что выпускной коллектор практически постоянно находится под сильным воздействием высоких температур, после работы остается конденсат. Чугунные конструкции рано или поздно начинают подвергаться коррозии, в то время как нержавеющая сталь устойчива перед ней. Керамические же коллекторы хороши только своей дешевизной, однако работают они недолго и не могут выдерживать действительно экстремальные температуры, которые порой возникают внутри агрегата.

Принцип работы устройства совсем не сложен. Все газы, которые уже отработаны в цилиндре, благодаря выпускному клапану отправляются в коллектор. Оттуда им прямая дорога дальше – в катализатор выхлопной системы. Кроме того, что коллектор отводит газы, он также работает в качестве устройства, которое помогает двигателю продуваться. Это возможно благодаря разнице давления в камерах мотора и коллекторе. Так как в нем давление ниже, внутри образуется своеобразная волна, идущая после отражения от резонатора обратно в сторону камеры сгорания. Чем больше обороты двигателя, тем быстрее двигается такая волна. Соответственно, на больших оборотах избавление от выхлопных газов происходит значительно быстрее. Стоит также отметить, что выпускной коллектор сегодня является самым популярным элементом устройства выхлопов автомобиля в плане тюнинга.

Принцип работы каталитического конвертера

Также данный элемент выхлопной системы часто называют нейтрализатором или катализатором. Его конструкция представляет собой связку из керамических ячеек, каждая из которых покрыта небольшим слоем сплава иридия и платины.

Суть работы, как и в случае с коллектором, довольно проста. Когда отработанные газы соприкасаются с конвертером, происходит их восстановление до состояния кислорода и оксидов азота, что позволяет еще больше повысить эффективность работы двигателя внутреннего сгорания. В конце концов, проходя через нейтрализатор, в выхлопной трубе автомобиля оказывается диоксид углерода и азот.

Как работает автомобильный глушитель

Третьим важнейшим элементом агрегата обеспечения выхлопов любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания остается глушитель. Он по максимуму снижает шум от выпуска газов. В то же время, сам он также является составным устройством. В его конструкцию входят трубы, каталитический конвертер, резонатор, выхлопная труба и сам глушитель.

Ход отработанных газов выглядит следующим образом. После того как они очищаются от вредных элементов, система отправляет их из катализатора в глушитель. Он может быть изготовлен из самых разных материалов. Так, обычные виды глушителей служат до двух лет, алюминиевые до шести, а нержавейка способна корректно выполнять свои задачи в течение пятнадцати лет.

Каждая из камер глушителя имеет отверстия, через которые двигаются газы. Происходит своеобразная многоступенчатая звуковая фильтрация, в конце которой шумы практически сходят на нет. Если двигатель слишком мощный, то производители могут установить несколько выхлопных труб – до четырех штук.

Если речь идет о турбированном моторе, то используются небольшие глушители, так как турбинам для работы нужны большие объемы выхлопных газов, соответственно, в систему выхлопа их попадает не так много и нужна в сильном и сложном глушителе отпадает.

Нужен ли ремонт устройств отвода выхлопных газов

Определить, пора ли взяться за ремонт выхлопной системы вашего автомобиля не так сложно, как могло бы показаться. Первый признак того, что есть какие-то неисправности – изменения звука работы двигателя, дополнительные скрипы, хлопки и шумы. С другой стороны, самостоятельно разобраться в том, что именно сломалось, совсем не просто.

Если вкратце, то диагностировать поломку нужно в две фазы. Первая подразумевает визуальный осмотр транспортного средства на эстакаде или яме. Вам хватит 10-15 минут, чтобы тщательно осмотреть буквально все составные элементы системы выхлопов и определить, какие из них имеют внешние повреждения. Вторая фаза, если во время осмотра все показалось нормальным, требует детальный мониторинг каждой части выхлопной системы с помощью специальных инструментов.

В итоге, неисправности могут возникать только в двух случаях. Во-первых, неполадки могут быть вызваны механическими повреждениями. Во-вторых, проблемы могут возникнуть из-за агрессивных химических реагентов, которые содержатся в отработанных газах.

Ремонт выхлопной системы можно провести либо самостоятельно, либо оставив автомобиль на попечение профессионалам в сервисе. Стоит отметить, что далеко не каждую неисправность можно отремонтировать своими руками, но и в сервисный центр отправиться могут далеко не все, так как стоимость ремонта системы выхлопов достаточно высока. К тому же, не каждый сервис готов дать стопроцентную гарантию качества проделанных работ.

Оцените статью
Напишите комментарий, что вы думаете по этому поводу?