Устройство и работа: Масляный фильтр двигателя

В работающем двигателе автомобиля имеется множество взаимодействующих деталей. Задача залитого в мотор масла – снижение коэффициента трения между ними. Думаем, все понимают, что полностью обнулить его нереально, а значит, появление посторонних металлических частиц в общем объеме смазки неминуемо. Именно для их улавливания силовой агрегат дополняется маленькой, но чрезвычайно важной деталью – масляным фильтром. Сегодня мы расскажем о его устройстве, типах и периодичности замены.

Как устроен масляный фильтр?

Все фильтры, применяющиеся на современных легковых автомашинах, чрезвычайно схожи между собой. Их корпус обладает формой стакана, внутри которого размещаются фильтрующий компонент, пара клапанов – перепускной и обратный, а также небольшая пружина. Наружная часть корпуса имеет несколько отверстий. Все они размещаются сверху. Отверстия меньшего диаметра предназначены для впуска масла внутрь, а отверстие, имеющее чуть больший размер и наделенное резьбой, необходимо для закрепления фильтра на двигателе. Резиновый уплотнитель, также расположенный в верхней части фильтра, призван исключить утечку смазки через соединение.

Главный фильтрующий компонент изготавливается из специальной бумаги или особой разновидности картона, пропитанного определенным жидким составом, продлевающим ему «жизнь». Фильтрующая часть складывается гармошкой, после чего производится её закрутка в небольшой рулон. Такая форма не случайна. Она призвана обеспечить максимальный размер поверхности взаимодействия бумажного компонента с маслом. Не трудно догадаться, что чем выше площадь взаимодействия, тем качественнее очищается смазка.

Перепускной клапан необходим для направления неочищенного масла напрямую в смазывающую систему. Это требуется, например, в условиях низких зимних температур, когда масло густеет, а его прохождение через бумажный фильтр невозможно. Чтобы силовой агрегат не работал посуху, перепускной клапан и обеспечивает его, пусть не отфильтрованной, но все же смазкой.

Обратный клапан задерживает оставшееся в заглушенном моторе масло, не давая ему стекать в картер. Если все масло будет уходить в поддон, то первые пару десятков секунд после пуска мотор не получит должного смазывания, что неминуемо скажется на состоянии его внутренних компонентов.

Какие бывают масляные фильтры?

В настоящее время применяется три типа масляных фильтров.

  • Полнопоточный. Его подключение к смазывающей системе происходит последовательно, что делает возможным пропускание через фильтрующий элемент полного объема масла, закаченного насосом. Основной «плюс» применения данного типа фильтров состоит в высокой скорости очистки. Из недостатков отметим не слишком высокий рабочий ресурс. Когда происходит его засорение, перепускной клапан переходит в режим постоянного открытия, в результате чего поставляемое в систему смазки масло перестает очищаться.
  • Фильтр частичной поточности. Подключение частичнопоточного фильтра осуществляется параллельно. По этой причине фильтрация становится частичной. Однако этот факт компенсируется прекрасным уровнем очистки масла. Если сравнивать степень очищения, то у полнопоточного и частичнопоточного фильтров они примерно соизмеримы.
  • Комбинированный тип. Конструктивная особенность комбинированного фильтра такова, что он подразумевает наличие двух небольших фильтров, названных чуть выше, объединенных в единую систему. Перепускные способности распределяются между ними в соотношении 90% к 10% в пользу полнопоточной части. Благодаря такому сбалансированному применению удается добиться практически идеальной очистки моторного масла. Основная область применения комбинированных фильтров – высокооборотистые дизельные движки.

С какой периодичностью надо менять масляный фильтр?

На периодичность замены масляного фильтра влияет множество факторов. К ним можно причислить тип и объем силового агрегата авто, его мощность, условия эксплуатации и многое другое. Чем сложней и нагруженней работа мотора, тем чаще его масляный фильтр нуждается в замене. Как правило, производитель автомобиля указывает тот интервал, через который требуется осуществлять замену масла и, разумеется, фильтра. Одно от другого практически неотделимо.

Средний эксплуатационный срок масляного фильтра – 10-12 тысяч километров. Особенно щепетильные владельцы бензиновых машин, а также все здравые обладатели дизелей производят замену не реже раза в 6-7 тысяч. В первом случае, это, конечно, перестраховка, но во втором – необходимость. Дело в том, что дизельные агрегаты намного более требовательны к качеству смазывающего состава, вследствие чего его необходимо поддерживать на постоянно высоком уровне.

Подведем итоги

Мы не раз призывали не разделять детали автомобилей на важные и не очень. Любая мелочь, установленная в авто, не случайна. Все компоненты имеют свою целевую задачу, которую призваны исполнять на должном уровне. Любые упущения могут повлечь снижение качества производимой работы, что по цепочке скажется на состоянии более серьезных агрегатов.

Оцените статью
Напишите комментарий, что вы думаете по этому поводу?