Устройство и работа: Тахометр автомобиля

Конечно, каждый автолюбитель видел несколько градуированных шкал, установленных на приборной панели их транспортных средств. Понятие о назначении каждой из них имеется далеко не всегда. Если со спидометром все предельно ясно, то вопрос функций тахометра часто остается актуальным для большинства непрофессиональных водителей. Сегодня мы поговорим о том, что такое тахометр, для чего он устанавливается в машинах, какие функции выполняет, и какие разновидности данных измерителей существуют в современном автомобилестроении.

Что представляет собой тахометр? Для каких целей данный прибор устанавливается?

Автомобильным тахометром называют специальное устройство, которое производит измерение частоты вращения коленвала силового агрегата автомобиля и отображает их результат на экране или градуированном табло. Единицей измерения полученных величин является количество тысяч оборотов/минуту.

  1. Используя показания тахометра, водитель может отслеживать сохранение правильного режима работы мотора, исключающего предельно допустимые функциональные показатели. Если автолюбитель замечает, что частота вращения существенно повышается, доходя вплоть до «красной зоны», ему рекомендуется без промедления переключить рычаг переключения скоростей в положение повышенной передачи. Это первая функция, которую несет собой установленный тахометр.
  2. Второе предназначение этого элемента состоит в упрощении ремонтно-профилактических работ. Именно по количеству оборотов двигателя, работающего на холостом ходу, можно установить возможные неполадки систем питания, газораспределения или зажигания, а также произвести подстройку их параметров. Вы ведь наверняка слышали фразу о «плавающих» холостых оборотах. Эти «заплывы» как раз и помогает установить тахометр, значительно облегчая при этом поиски виновника некорректной работы двигателя.

Каков принцип действия тахометра?

Сам по себе тахометр никаких измерений не производит. Эти функции возложены на специальные датчики, входящие в состав электрической цепи автомашины. Работа тахометра заключается в считывании импульсных явлений, исходящих от измерительных датчиков, а также в оценке длительности возникающих между ними пауз. Измерения импульсов в каждой модели авто происходит по-своему. В некоторых из них подсчет осуществляется в прямом направлении, в других — в обратном, а в третьих автомобилях замеры являются двунаправленными. Полученные данные конвертируются в различные физические величины: минуты, секунды или часы.

Точность сведений, предоставленных тахометром, достаточно условна. В среднем, погрешность аналоговых тахометров составляет около 500 об/минуту. Электронные приборы производят измерения заметно точнее. Их погрешность, как правило, не превышает 100 об/минуту.

Виды современных тахометров

Наиболее распространенным является разделение тахометров на цифровые и аналоговые.

  • Цифровые тахометры. Устройство цифровых приборов весьма замысловатое. Их составными частями являются: центральный процессор, 8-разрядный аналогово-цифровой преобразователь, оптрон, диагностирующий работу клапана холостого хода, жидкокристаллический или электронный дисплей, а также микросхема сброса ЦП. Визуально такие тахометры представляют собой экран, на котором отображаются измеренные данные. С необходимостью использования цифровых тахометров чаще всего сталкиваются мастера, производящие настройку электронного зажигания автомобиля.
  • Аналоговый тахометр. Количество внутренних компонентов аналоговых приборов не менее серьезное. В их состав входят: измерительная шкала со стрелкой, микросхема, индукционная катушка и проводка, соединяющая тахометр с датчиками. Суть работы аналоговых тахометров весьма незамысловата. Основная микросхема посредством шлейфов получает информацию от коленвала, обрабатывает её и передает на стрелку, которая, отклоняясь под разными углами, указывает текущую частоту вращения двигателя. Точности аналоговых измерителей вполне достаточно для использования во время поездок на автомашине. Элементарные ремонтные работы аналоговый тахометр также позволяет выполнять, однако когда требуется сложная настройка каких-либо систем, без цифрового тахометра не обойтись.

Подведем итоги

В конце статьи скажем, что автолюбителям не следует пренебрегать показаниями их приборных элементов. Опираясь на данные тахометра, водитель должен выбирать правильный момент для переключения передачи, что, в свою очередь, снижает нагрузку на внутренние компоненты двигателя и коробки.

Не забудем напомнить, эксплуатация транспортного средства в режиме повышенных оборотов, сопряженных с нахождением стрелки тахометра в «красной зоне», недопустимо. Это чревато серьезными поломками, исправление которых обойдется водителю в кругленькую сумму. Полагаем, большинству читателей эти затраты ни к чему.

Оцените статью
Напишите комментарий, что вы думаете по этому поводу?